Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Работа над собой

Работа над собой

29.07.2010
1

Мода на сплочение коллектива и повышение профессионализма с помощью приглашенного бизнес-тренера пришла в наш регион с Запада. После резкого спада в период кризиса, когда практически все предприниматели закрыли бюджеты на образовательные программы, сегодня наблюдается сдержанный подъем. Правда, спрос существенно изменился: сейчас гораздо реже заказывают обучающие семинары для сотрудников компании, предпочитая обучать руководящее звено.

Неоправданные игры

Марина Семченок в кризис научилась считать деньгиОбразовательные тренинги для сотрудников красноярских компаний пользовались огромным спросом в докризисный период. На сегодняшний день в Красноярске насчитывается более 60 фирм, которые предлагают услуги различных бизнес-тренингов, и порядка 40, которые работают по лично-ориентированным программам. И это с учетом того, что в период кризиса около половины фирм прекратили свое существование.

— Кризис научил всех нас считать деньги, — говорит Марина Семченок, руководитель проекта «СибТренинги.ру» в Красноярске. — Предприниматели всерьез задумались: а оправдали ли себя огромные затраты, которые несли фирмы на выезды на природу с играми на командообразование и психологическими семинарами? И пришли к выводу — не оправдывают. Спрос значительно упал — как результат, многие тренинг-центры закрылись, в крупных компаниях существенно сократились штаты менеджеров. Все чаще на рынке появляются тренеры-одиночки, которые почти не рекламируются, самостоятельно выходят на крупные фирмы, составляют по их запросам программу и работают по индивидуальным требованиям.

С тем, что кризис серьезно сказался на отрасли, согласен и Ефим Чеботарев, бизнес-консультант, бизнес-тренер, основатель компании SDH. Он уверяет, что серьезный подъем в этой сфере следует ждать только в следующем деловом сезоне.

— Однако я не считаю, что рынок когда-то резко рванул вверх, а потом так же стремительно упал вниз, — говорит он. — Кризис обеспечил высокую степень избирательности среди клиентов. У действительно квалифицированных тренеров подъем есть, правда, таких фирм в Красноярске не больше пяти. У тех же, чьи навыки и опыт заказчики ставят под сомнение, кризис только начинается.

Без лицензии

Услуги по проведению образовательных тренингов не требуют лицензирования, поэтому в свое время множество психологов и экономистов пробовали себя в этом ремесле.

— Материальный порог вхождения в бизнес очень низок, но это не гарантирует успешности, — поясняет Чеботарев. — Это очень демократичный рынок: здесь всегда есть куда двигаться и развиваться. Особенно если предлагаешь новый продукт.

Все тренинги, представленные на красноярском рынке, можно поделить на несколько подгрупп: это занятия по личностному самосовершенствованию и бизнес-тренинги. Вторая категория условно подразделяется на занятия для руководителей и для персонала. Для проведения одного такого тренинга, как правило, набирается группа в 20-30 человек, с которыми в течение определенного времени (от нескольких часов до нескольких дней) ведутся занятия по определенной методике.

Сегодня в Красноярске действительно развиты только три традиционных направления: тренинги продаж, тренинги переговоров и тренинги управленческой деятельности.

— Даже в самые успешные годы мы сильно отставали от Новосибирска, я молчу уже о Екатеринбурге, — говорит Семченок. — Ассортимент предлагаемых занятий у нас очень скромный: работа идет либо с переговорщиками-продажниками, либо с бухгалтерами. Даже по таким востребованным направлениям, как PR и реклама, почти ничего не проводится. При этом все большее развитие получают прикладные бизнес-направления, такие как парикмахерское мастерство, дизайн, маникюр...

Курсы очень востребованы, но платят за них уже не работодатели, а сами обучающиеся.

— Основные клиенты — люди возрастной категории от 25 до 35 лет, готовые вкладываться в свое образование, — говорит Ольга Ронгонен, консультант, менеджер, практикующий маркетолог, руководитель «Академии личных финансов».

До кризиса многие фирмы работали в Красноярске в качестве провайдеров: привозили из-за рубежа и из центральной России известных тренеров, оплачивая им гонорары. В среднем такой тренинг обходился в 18-25 тысяч на каждого обучаемого. Сейчас подобных агентств осталось немного, группы собрать, даже на самых именитых специалистов, тяжело. Как правило, рекламную кампанию нужно начинать за два-три месяца до мероприятия.

— Насколько мне известно, единственная компания, которая, несмотря на кризис, продолжала возить звезд, — учебный центр «Харизма-Красноярск», — говорит Семченок. — Они даже организовали тренинг Александра Деревицкого, очень известного человека в сфере маркетинга. Но пришлось приложить громадные усилия, чтобы продать этот тренинг.

Практически полностью ушли с рынка и филиалы московских компаний, предоставляющих услуги по проведению тренингов. Зато на плаву те немногие фирмы, которые работают в сфере консалтинга.

— Все чаще представители среднего и крупного бизнеса заказывают консалтинговые услуги в комплексе, — говорит Чеботарев. — Помимо всего прочего в их число входят и регулярные занятия тренера с коллективом.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 29 (270)

Рекомендуем почитать