Главная
>
Статьи
>
Жизнь, прожитая за вечер (сентиментальная статья)

Жизнь, прожитая за вечер (сентиментальная статья)

12.02.2003
0

Я выхожу на остановке "Театр Пушкина" и кутаюсь в воротник, пытаясь спасти нос от 30-градусного мороза. Небольшая толкучка у кассы - и входной билет за 60 рублей у меня в кармане. Я знаю, что сейчас, когда мы, зрители, неторопливо покупаем программки, уплетаем пирожные в театральном буфете и вяло разглядываем давно изученные фотографии на стенах фойе, там, за кулисами, актеры во всю накладывают грим, надевают парики и костюмы и докуривают последние сигареты. И они, и мы ждем встречи через несколько минут.

Сегодня дают "Ма-Муре" Сармана, спектакль, стоящий в мировом театральном репертуаре на особом месте. Спектакль-легенда, спектакль-бенефис, спектакль-символ! Пьеса, написанная для пожилой актрисы, как восклицательный знак в конце долгой сценической карьеры. Нет, конечно, после "Ма-Муре" могут быть и другие роли, но такой психологически и возрастно точной уже, наверное, не найти.

Сколько их, великих драматических актрис, вложило в эту, почти всегда последнюю в жизни роль, свой талант, весь накопленный за долгую и трудную актерскую жизнь трагизм, свою, в чем-то схожую у всех старческую мудрость. Вспомнить, например, несравненную Гоголеву, роль которой в этом спектакле Малого театра, вошла в золотой фонд русской сцены!

Екатерина Матвиенко

"Ма-Муре" Красноярского драматического театра им. Пушкина - это блистательный бенефис потрясающей актрисы, старейшей актрисы театра - Екатерины Ивановны Мокиенко - "бабы Кати", как любовно называет ее вся труппа.

О Екатерине Ивановне писали очень много в те дни, когда город справлял ее 80-летие 2 года назад. Именно в честь этого юбилея и была поставлена комедия "Ма-Муре". Напомню, что в театре Екатерина Мокиенко почти уже сорок лет, что она обладает званием народной артистки России, что Вампиловский фестиваль назвал ее "блистательной артисткой России", что за свою долгую карьеру она переиграла более ста ролей от субреток до трагических.

Но я хочу нарушить традицию писать о спектаклях только в дни премьер. Это, конечно, нужно и интересно, но спектакль, как я убеждена, - живой организм и интересен не только в момент его рождения, но и развития, взросления, а иногда и увядания. Поэтому, благо время позволяет, я хожу на одни и те же спектакли (особенно понравившиеся) по нескольку раз, каждый раз находя для себя какие-то новые впечатления. "Ма-Муре" относится к разряду любимых спектаклей, Екатерина Мокиенко - одна из любимых актрис...

И вот - роль матушки Муре... Старушки (хотя язык не поворачивается ее так называть), скорее пожилой леди или мадам, коль уж действие происходит во Франции. Мадам, прожившая невероятно долгую жизнь длиной в сто шесть лет под вывеской "Белого барана" - гостиницы, принадлежащей семье Муре. Она вырастила пятерых сыновей, бессчетное количество внуков и правнуков - матриарх семьи, доживающая свой век в инвалидной коляске, питающаяся одним молочным супчиком и давно потерявшая свой авторитет в глазах многочисленных потомков. Такой она предстает перед зрителями в начале спектакля - настоящая "комическая старуха". Но грядущее празднество ее 106-летия, когда она, пусть хотя бы на один день, вновь станет важной и незаменимой, переворачивает все с ног на голову, и она - немощная и больная, распрямляет плечи и, вспоминая единственную романтическую историю своей юности, начинает "чудить". Казалось бы канувшая в небытие неудавшаяся любовная история вдруг оживает в ее внучке, давая шанс матушке Муре взять реванш за все так бездарно прожитые годы. Годы, которые забрали "Белый баран" и семья Муре со своими мещанскими понятиями о жизни.

...Что-то я увлеклась пересказом, хотя уверена, что этот спектакль или уже посмотрели (он идет уже почти 2 года), или обязательно должны посмотреть все истинные поклонники театра, потому что такое театральное событие пропустить нельзя ни в коем случае. А то, что это событие, я думаю, ни у кого сомнений не вызывает. И дело даже не в том, что спектакль прекрасно поставлен (режиссер-постановщик Владимир Глазков) и, собрав в себе прекрасный актерский ансамбль (Л. Михненкова, Г. Саламатова, В. Жуковский, А.Истратьков и другие), блистательно сыгран. Хотя ради одного этого уже стоило бы занести его в графу "достопримечательностей". Но для меня в этом спектакле есть некая другая привлекательность. Приглядитесь! У него (именно спектакля, а не пьесы) есть второй план - не тот, который чаще всего подкладывает сам актер или режиссер, а тот, который создала жизнь. Перед нами разворачивается уникальное действо, которое очень трудно описать словами, его можно почувствовать, только находясь в зрительном зале. С одной стороны, мы видим персонажей пьесы Сармана - всех этих Армандин, Антуанов, Эспри и т.д., которые пытаются найти управу на взбесившуюся старушенцию, а с другой - они - обыкновенные люди, актеры, трепетно следящие за Екатериной Ивановной, ловящие каждое ее слово и движение, готовые в любую минуту прийти ей на помощь, если случится, что уже немолодая память вдруг предательски откажет. Они рядом с ней, они вокруг нее, и, в моменты, когда драматизм актрисы достигает настоящих вершин актерского мастерства, и в голосе Ма-Муре слышатся совсем не актерские слезы, они словно действительно ее дети, не по пьесе, а в жизни, бросают на нее украдкой восхищенные взгляды.

Гибель поэта. В роли Зи-Зи - Е. Матвиенко

Господа! Положа руку на сердце, часто ли встречается в таком непростом театральном мире, чтобы труппа, собранная из стольких индивидуальностей - все эти такие сложные и разные люди вдруг объединились одним дыханием, одним взглядом, не по требованию ролей, а подчиняясь очень личному и очень человеческому чувству - сопереживанию. Может быть, это всего лишь один очень яркий эпизод, срежиссированный самой жизнью (ведь играть в столь преклонном возрасте роль с огромным количеством текста, почти 3 часа не сходя со сцены, тяжело просто даже физически). Но он есть, он случается в этом спектакле каждый раз! Для меня это сродни живому чуду, которое и есть театр - искусство с одной стороны сиюминутное, а с другой - абсолютно вневременное.

"Ма-Муре" Екатерины Мокиенко - это настоящее откровение. Она живет в этой роли так, что иногда возникает чувство, будто ты читаешь дневники, когда слова персонажа становятся настолько личными, что, кажется, будто человек играет оголенными нервами, и от этого мурашки начинают бежать по телу. В эту роль Екатерина Ивановна вложила всю свою театральную судьбу, все что сбылось и не сбылось, актерские откровения и разбитые иллюзии, а главное - чисто человеческую мудрость, которую вообще невозможно сыграть.

И, когда в финале раздвигаются декорации, и Ма-Муре уходит от нас в розовые клубы дыма, где в воздухе в серебряном обруче крутится маленькая циркачка - это уходит не только матушка Муре, это уходит потрясающая актриса, уходит, даря надежду и оставляя самое главное - любовь к жизни, любовь к сцене, любовь, которую она сейчас на наших глазах сотворила!

Потом она выйдет на поклоны, и зал будет кричать "Браво!", долго ей аплодировать стоя. И только что пережитое станет еще пронзительней, потому что это тоже продолжение действия, участниками которого становятся теперь уже и зрители.

И какой-то ненужной и глупой покажется толкотня в гардеробе, с вешалки которого театр, к сожалению, не только начинается, но иногда и заканчивается. Иногда, но не сегодня! Сегодня я уношу с собой какое-то странное чувство счастья и еще чего-то трепетного, и от невозможности выразить это чувство становится грустно...

Кристина Штучкина

Рекомендуем почитать