Главная
>
Статьи
>
И соус не спас

И соус не спас

12.05.2006
0

Краевой фестиваль «Театральная столица» вызвал весьма негативные оценки критиков. Как уже отмечалось, его афиша в целом признана довольно слабой. Были в ней и такие постановки, чей показ вызвал недоумение, – как подобное вообще можно было привозить на фестиваль?!

В данном случае – речь о спектакле Канского драматического театра «Гамлет в остром соусе» по Альдо Николаи. Режиссер Андрей Луканин определил жанр своей постановки как фарш – видимо, желая подчеркнуть гастрономическую тему пьесы. В версии итальянского драматурга история Принца Датского представлена через королевскую кухню. Последняя стала основным местом действия и в спектакле Канского театра. Идея сама по себе довольно интересная – а почему бы и не показать высокие страсти шекспировских героев через призму бытовой реальности? Из пьесы вполне бы могла получиться весьма забавная бурлесковая комедия. Могла бы. Но не получилась. Похоже, режиссер явно переборщил с постановочными средствами – у публики их чрезмерное изобилие способно вызвать разве что несварение желудка…


«Гамлет в остром соусе»

Судите сами. В спектакле Луканина нормальные только обитатели кухни: повар Фрогги (Александр Израэльсон) и его семейство. Ну, почти нормальные – скажем, ничто человеческое им не чуждо. Дочка Фрогги (Елена Якушенко) вовсю ублажает молодых сеньоров, ее мамаша (Марина Федорова) не отказывает себе в том же удовольствии во время отсутствия мужа, подручные (заслуженный артист России Василий Васин и Виталий Царев) то и дело прикладываются к бутылке… У повара свой прибабах – пусть мир рушится, лишь бы его кухня по-прежнему ценилась!


«Гамлет в остром соусе»

Собственно, все страсти здесь разгораются именно на кухонной почве. Старый король, по версии Николаи, умер от обжорства. Да и призрак его – вовсе не призрак, а все тот же повар Фрогги в королевских доспехах, обиженный на Гамлета за его привередничество в еде и пытающийся отвести от себя подозрения в отравлении короля. Сами же члены королевской семейки представлены у режиссера полными дегенератами.

Самозванец Клавдий (Олег Мичков) – сексуально озабоченный, не уступает ему в этом и молодой Гораций (Павел Рубан). Королева Гертруда (Светлана Нури-Заде) – хроническая алкоголичка с лесбийскими наклонностями. Кстати, ее работа – единственная, что была отмечена жюри: артистку наградили за создание острохарактерного образа. Эксперты отметили, что Нури-Заде – очень интересная актриса, острой формы, владеющая гротеском, не боящаяся рисковать на сцене. Она выделялась тем, что понимала, какой стиль предполагается в данной пьесе. И честно пыталась сыграть свою роль. Отрешившись от общего негативного впечатления от самого спектакля, с таким решением трудно не согласиться.


«Гамлет в остром соусе»

Сам же Гамлет (Игорь Омельченко) выставлен режиссером настолько неприятным типом, что все причуды остальных героев выглядят на его фоне детскими шалостями. Истеричный, неуравновешенный, с бисексуальными наклонностями. Да еще и садо-мазохист при этом. Сцена, где он с готовностью к наказанию обнажает перед матушкой свой зад – вообще ниже критики. Потому что публике через дырку на трусах Гамлета предлагается лицезреть… резиновый муляж задницы.


«Гамлет в остром соусе»

И подобными примитивными и пошлыми гэгами нашпигован весь спектакль. Во время раблезианского пиршества за сценой изображается чавканье, рыгание и даже, простите, испускание газов. Публике от подобного натурализма уже не до смеха – у многих откровенное физиологическое отвращение. Не случайно часть зрителей ушла уже в антракте. Остальные же, дождавшись финала, где члены семейки порешили друг друга, вздохнули с облегчением – и поделом датским извращенцам!

Обсуждая спектакль «Гамлет в остром соусе», столичные критики отметили, что здесь налицо попытка просто развлечь публику и при этом весьма сомнительными средствами. Но комедии вообще построены на технологиях, которыми по-настоящему владеют немногие, развеселить в театре так же сложно, как и заставить публику плакать. И спектакль ни в коем случае нельзя опускать до уровня «Аншлага». Что и произошло в данном случае.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать