Американцы на Луне

20.07.2009

40 лет назад два американца впервые оставили отпечатки ног человека на другом небесном объекте. Пусть это была не полноценная другая планета, а всего лишь спутник Земли. В истории космонавтики высадка на Луну заняла свое достойное место.

Американцы на ЛунеКосмическая гонка была одним из элементов соревнования Советского союза и Соединенных штатов. Поэтому у нас каждый знает о подвиге Гагарина, а вот покорение Луны всегда (даже сейчас) афишировалось меньше. В Америке же Армстронг идеологический аналог Гагарина. Человек — символ достижений космонавтики. Тот, кто первый ступил на другую «планету».

Для многих американцев это событие даже стало стимулом для того, чтобы пойти в науку. Журнал Nature провел простенький (и, кстати, поэтому, скорее всего некорректный с социологической точки зрения) опрос среди 800 ученых, публиковавшихся в этом журнале в последние три года. Почти 80% из опрошенных в возрасте 45—55 лет сказали, что высадка человека на Луну вдохновила их к научному будущему. Кстати гордость Института биофизики — биологическая система жизнеобеспечения — тоже детище тех времен. 1961 год — первый полет в космос. Через восемь лет высадка на Луну. Думаю, покорители космоса были уверены, что через 40 лет на Луне и Марсе уже точно будут «яблони цвести».

Сейчас космонавтика — это больше рутинная сфера жизнеобеспечения. А вот ее научный бюджет существенно усох. На момент покорения Луны бюджет НАСА (американского агентства, отвечающего за космическую программу) составлял 4.3% от всего бюджета Америки. Сейчас это скромные полпроцента. Ситуация в России конечно же не лучше.

Мир привык к тому, что кто-то болтается в космосе и что-то делает. Текущие космические научные программы уже не вдохновляют миллионы людей. Да и ярких достижений, сравнимых с подвигами первых лет, пока не видно. Результаты из области «самые полные данные об обратной стороне Луны» конечно интересны ученым, но вряд ли привлекут массы. Хотелось бы знать, что же даст новый толчок к покорению космоса и развитию космонавтики? А в том, что такой толчок будет, я не сомневаюсь.

P. S. Высадка на Луну кроме всего прочего знаменита тем, что многие в нее не верят. Существует целая конспирологическая теория, согласно которой на Луну американцы не высаживались, а

и все свидетельства смонтированы. Так как подобная теория результат не разума, а веры, то и обсуждать ее нет смысла. В том мире, где американцы не высадились на Луну, до сих пор живы Гитлер и Элвис Пресли. Миром управляют тайные общества или инопланетяне. И все тайны вселенной можно узнать, подключившись к космическому разуму.