Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Один-ноль, выпуск восьмой, предпоследний

Один-ноль, выпуск восьмой, предпоследний

30.08.2011
45

Так — пора, друзья мои, закрыть уже тему Канского видеофестиваля. Поэтому давайте для начала поговорим о его официальных итогах, связанных с конкурсной программой.

В последний фестивальный день, 26 августа, показали последнюю часть конкурсной программы. Фильмов было всего пять, но зато они были практически как на подбор. Началось всё с японской короткометражки «Поэзия Киюми и вышивка Саюру» про дружбу и соперничество двух школьниц — очень подростковой и очень японской. Там через очень японскую тему бесконечной ритуализации человеческой коммуникации (доведённую до некоторого абсурда — в важных для героинь ритуалах ходят, например, совместное прикручивание обратно велосипедных сидений, которые они постоянно снимают, потому что в округе свирепствует эпидемия краж этих сидений; раскол начинается с того, что у одной сиденье украли, а у другой нет) отлично показан странный мир подростка и его взаимоотношений с остальными.

Потом был польский фильм «Поездка» — довольно очаровательная документальная зарисовка о том, как дедушка и внучка выезжают на мопеде на природу. Мораль там, правда, была несколько, ну, прямолинейной. «Жаль, что мы не ездим теперь так часто, как раньше», грустно говорит дедушка под занавес. «Ну, да», рассеянно говорит девочка, минуту задумчиво смотрит в пустоту, а потом начинает активно с кем-то смс-ситься. Ну, окей. Мы поняли, да. Следом был израильский фильм «Севан», тоже документалка — там все эмоции от футбольного матча передавались через крупный план лица одной болельщицы. Идея хорошая, да, и девушка попалась весьма экспрессивная — но это была идея для пяти примерно минут, а никак не для тринадцати.

А потом пошла тяжелая артиллерия. Французская короткометражка «Катарсис» — довольно изумительная штука о том, как мы все живём в вымышленных мирах, переданная через ужасно остроумный приём с кино. Рассказывать их главный трюк — дело неблагодарное, там на нём много всего держится, и когда он впервые начинает работать, получается мощный удар зрителю в голову. А после был, пожалуй, мой любимый фильм фестиваля, австралийское кино «Мы иллюминированы», бессловесная история о ночной жизни города, выстроенная в этакое мини-«Коянискацци» — с соответствующей пульсирующей музыкой, с завораживающими визуальными картинами ночного города, с очень правильной подспудной темой о том, как люди все объединены общими процессами и действиями.

Когда назавтра стали объявлять результаты, выяснилось, что «Мы иллюминированы» не получил вообще ничего. Впрочем, остальные результаты были, скажем так, совершенно понятны — почти все призы были строго по делу. Специальные призы жюри достались фильму «Вместе» про дружбу человека и собаки и немецкой картине «Пристрастия» — ей же, кстати, вручила свой приз «Белый слон» гильдия кинокритиков и киноведов России, впервые представленная на фестивале в Канске (ради этого туда на несколько дней приезжал президент гильдии Виктор Матизен). Лучшим русским фильмом назвали «Мир крепежа» (хотя я бы назвал «Море желаний»), третье место отдали болгарской «Дрезденской руке» (я только за), второе — киргизской «Воде», а Гран-при увёз во Францию продюсер фильма «Катарсис».

Ох. Про результаты поговорили, осталось ещё обсудить, как вся эта вакханалия закончилась, и можно будет, наконец, переходить в режим обычного вещания.

Рекомендуем почитать