Главная
>
Статьи
>
«На границе кольца», Russell D. Jones

«На границе кольца», Russell D. Jones

20.11.2012
6

«Комильфо», 2012. – 456 с. Тираж – 2000 экз.

Среди моих приятелей есть такие, кто числятся начинающими писателями. Несмотря на то, что значительная часть их произведений – посредственная ерунда, у них тоже имеются поклонники; кое-кому даже удалось издать на средства фанатов книгу. Но напечатать сейчас можно что угодно, нашлись бы спонсоры, а вот как найти себе читателя? Роман «На границе кольца», с его самиздатовской историей и сомнительным анимешно-геймерским содержимым, на КрЯККе приобрело с полдесятка знакомых, все – по чужим рекомендациям. Как, зачем, почему?

Справедливости ради надо сказать, что этот роман по своей сути - вполне симпатичная волшебная история со своеобразным миром и набором внятных и неглупых героев. Здесь есть параллельные миры, подростковая влюбленность, намеки на секс, нешуточные страсти и отчетливо прочитываемые социальные подтексты. Вместе с тем свое произведение автор (некий комиксист, не особо притом известный в отечественных кругах любителей японской мультипликации) окрестил «мистико-фантастическим романом с анимешным уклоном про защитников Отечества и гостей Столицы», что, конечно, диагноз, поскольку любое кустарное определение свидетельствует о неуверенности создателя и в жанре, и в содержимом своей книги.

Основные события  разворачиваются на кольцевой ветке московского метро: там, сквозь границу между параллельными мирами, в нашу родную Москву то и дело просачиваются мистические «нелегалы». Соответственно, есть те, кто этих пришельцев отлавливает, и те, кто им симпатизирует, есть обязательные в этом случае высшие сущности в обличиях прекрасных юношей, есть волшебники-ренегаты, злодеи и пятнадцатилетние девочки, спасающие от этих злодеев мир – такая веселая и не всегда оригинальная мишура. Но самое замечательное здесь (и первый секрет успеха) – это именно метро как пространство, которое априори захватывает дух и рождает ощущение тайны даже безо всяких потусторонних сил. Так, например, графоманский бестселлер Дмитрия Глуховского «Метро 2033» в свое время увлеченно читали даже люди, ранее не замеченные в симпатиях к современной фантастике.

Вторая составляющая популярности – то, что многие из нас сочли бы скорее недостатком. Книга обладает невероятной плотностью: её невозможно пролистать, выхватывая из строчек сокровенное: приходится вгрызаться да еще и с риском, ненароком моргнув, мгновенно упустить суть происходящего. Сложность сюжетной интриги здесь имитируется объемом подробностей, мнимой парадоксальностью и размерами монологов, а также сюрреалистичным подходом к героям: их реакция на события всегда гипертрофирована и подчиняется внешней логике автора. Это отличительные черты двух источников силы современных графоманов - манги и компьютерных игр с присущими им фрагментарностью и обилием сущностей, по которым плачет бритва Оккама. Там, где маститый писатель-фантаст затягивает хитрый узел, они свивают однообразные многоуровневые петли, привычные направлениям ума своих потенциальных читателей, а сказочные интерьеры начинают подменяться новыми и новыми названиями.

Вкупе к этому автор то и дело обытовляет свою мистическую Москву, привязывая её к реально существующей при помощи предельно повседневных деталей вроде бюста Ленина на радиальной станции или сцены разборок в школьной курилке. Это еще больше сгущает текст; вскоре вся эта субстанция из комиксов, квестов и экзальтированных школьниц-демонов подобно неньютоновской жидкости прочно блокирует все твои агрессивные попытки продвинуться дальше.

Я бы лично не рекомендовал читать такие книги никогда в жизни, но их потенциальная аудитория слишком велика, чтобы можно было противиться лавине. По крайней мере, у этой хороший внешний вид и приятная для пальцев бумага, что немаловажно – все-таки почти полтысячи страниц для увлекательного переворачивания.

Рекомендуем почитать