23 января: как это было в Красноярске
Митинг в Красноярске, как и во всех остальных городах страны, не был согласован из-за угрозы распространения коронавируса. Красноярцев заранее предупреждали об ответственности за участие в несанкционированных акциях, и всё же к 14:00 23 января люди стали собираться на Красной площади. Там же скопилось большое количество полицейских машин, а въезд и ближайшие парковки оказались закрыты. Из-за всего этого центр города встал в пробки.
С Красной площади колонна митингующих двинулась в сторону мэрии, несмотря на то, что полиция пыталась предотвратить шествие. Через центр города участники акции дошли до здания администрации, где впоследствии случились основные столкновения граждан и сотрудников силовых ведомств. Например, сейчас полиция разыскивает участника митинга, который брызнул полицейскому в лицо из перцового баллончика.
Кого-то из активистов задержали на месте. Одним из задержанных оказался 23-летний красноярец, который бросил бутылку и снег в полковника полиции. Также во время акции у мэрии кто-то из протестующих бросил петарду, после чего и начались активные задержания участников. В МВД уже сообщили, что каждый факт правонарушений будет расследован, и виновные понесут наказание в соответствии с законом.
Случилось и совсем непредвиденное — одному из красноярцев стало плохо во время митинга. Мужчина потерял сознание и начал биться в судорогах, но ему успели помочь сотрудники ППС.
Что думают эксперты
По мнению политического аналитика Юрия Кондрашова, прошедшая акция наделала много шума в социальных сетях, но это не делает её тем событием, которое войдет в историю Красноярска как значимое:
«Все это уже было, и не раз. История акций в Красноярске, связанная с известным федеральным политфигурантом, насчитывает уже 10 лет. И открывшая год акция не внесла чего-то то уж совсем нового. Не первое, не самое массовое, не с самым жарким противостоянием активистов и силовиков. Политические пенсионеры не красовались в автозаках. Хотя кое-какие выводы на будущее можно сделать».
Кондрашов считает, что региональные силовики если не получили, то должны получить федеральную благодарность как профессионалы, адекватно реагирующие на ситуацию: «И беседа с подростками, и особенно помощь парню при приступе в принципе ломают парадигму восприятия силовиков, усиленно транслируемую оппозицией».
Новинок в акции, по мнению аналитика, было немного: «Часть федеральные, часть с местной спецификой: первый раз агитировали через „Тик-ток“, но это такое, если честно. Второе — повышение градуса агрессии со стороны условных „гуляющих“. Третье — затянутость акции, хотя были уже в городе хождения по центру трехчасовой продолжительности. Четвертое — пандемия к огромному сожалению не смущала участников акции, что, конечно, грустно. Пятое — мероприятия начинают активно напрягать непричастных. Смена маршрута автобуса, вызванная перекрытием улиц, сначала спровоцировала громкую беседу на тему того, что из-за цэрэушных шпионов уже на нужной остановке не выйти с пожеланием нехорошего местным участникам, у которых, похоже, слишком много свободного времени».
На фоне Иркутска и других региональных центров с более активными действиями, Красноярск для оппозиции в топ точно не вошел, добавляет Юрий Кондрашов:
«Лидеров нет, повестки нет, целей тоже толком. Размещена пара-тройка роликов. Задержано несколько человек. Для них — это крайне негусто, может и оргвыводы последуют».
Резюмируя, политолог отметил, что сезон уличной политики в 2021 году в Красноярске открыт. Но по параметру протестности наш город — не столица Сибири. «Третье: силовики в регионе адекватны ситуации. Четвертое: добавить в карму плюсов по итогам акции серьезным краевым политикам и провластным, и оппозиционным вряд ли получится. Как все эти события повлияют на ход сентябрьской кампании в Госдуму и Заксобрание края пока прогнозировать сложно», — заключил Юрий Кондрашов.
Как считает политолог Александр Чернявский, подоплека акций ясна — вернулся Навальный — происходит нагнетание протестной активности. Но ничего нового митинг не продемонстрировал:
«Участвуют в этом люди, которые участвовали и раньше, в том числе в 2018 году, но их надежда организовать массовые акции протеста не оправдалась. И это объяснимо. Сильно сомневаюсь, что 99% процентов жителей Красноярского края волнует судьба блогера Навального. Происходящее, особенно привлечение детей к участию в этом, циничная провокация. Детей могли использовать, как живой щит, и они могли пострадать. И это был бы отличный антивластный информационный повод. Среди людей, которые вышли, были откровенные провокаторы. Это видно невооружённым глазом. Их цель — ожесточить людей, спровоцировать открытый конфликт с полицией».
По мнению политолога, люди, организовали несанкционированную акцию, не собираются действовать по закону, они не учитывают эпидемиологическую обстановку:
«Главное для них — провокация. И за это они должны понести максимально жёсткую ответственность. Если власть проявит либерализм — провокаторы обнаглеют окончательно и перейдут всякую черту. Как сказал когда-то классик: государство чего-то стоит, лишь тогда, когда может себя защитить. Я с этим согласен и добавил бы — и защитить своих граждан. Поэтому подобные провокации надо гасить, именно для того, чтобы защитить граждан. Если провокации случаются, ответ должен быть адекватным. Протест был, есть и будет всегда, но от должен быть в рамках правового поля, в том числе и действия протестующих. Хотите выразить своё мнение, приходите на выборы и выражайте».
В завершение Александр Чернявский оценил действия полиции в Красноярском крае: «Сотрудники правоохранительных органов вели себя максимально корректно при некорректном поведении некоторых личностей. Полицейские спасли парня, которому стало плохо, смогли уговорить нескольких школьников уйти домой. Это очень показательно».
Ждать ли еще акций протеста, пока неясно. В соцсетях уже появляются призывы к тому, чтобы устроить повторные митинги в городах России 30 января. В Красноярске тем временем арестовали координатора местного штаба Навального Анастасию Корсакову, продолжается поиск и задержание нарушителей общественного порядка.
Newslab.ru, фото предоставлено читателем Newslab