Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Сохраним любимый всеми образ»: как будет выглядеть обновленный театр оперы и балета в Красноярске

«Сохраним любимый всеми образ»: как будет выглядеть обновленный театр оперы и балета в Красноярске

21.04.2023
10
Эскиз обновленного театра оперы и балета в Красноярске
Источник: документация проекта / konkurs.ingorod24.ru/opera-konkurs

Современное здание Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского было сдано в эксплуатацию в 1978 году. Спроектировал его лауреат Государственной премии Союза СССР архитектор Иван Михалёв. Причем в исходном виде работать в этом здании должен был Красноярский театр музыкальной комедии. Но уже в процессе стройки руководство края приняло решение создать в городе именно оперный театр. Поэтому автору проекта срочно пришлось многое менять.

Недавнее обследование здания показало, что за время эксплуатации часть важных конструкций здания находится в ограниченно работоспособном состоянии. Поэтому и возник вопрос реконструкции здания, в рамках которой решили сразу запланировать расширение параметров здания. Помощь в проведении архитектурного конкурса и проектировании театру решила оказать компания «Норникель».

«Когда мы писали техзадание, мы хотели, чтобы наш театр остался узнаваемым. Вся Театральная площадь должна остаться нашим потомкам в задуманном 45 лет назад виде. Но жизнь не стоит на месте. Театр строился в качестве музыкального — рассчитанного на штат, который в два раза меньше, чем положено иметь театру оперы и балета. Поэтому мы уже давно находимся в ситуации, когда нам не хватает гримерных и репетиционных помещений, устарела механика зала и технические параметры сцены. При составлении задания мы думали и о комфорте для зрителей, чтобы они приходили и могли радоваться тому качеству спектаклей, которые мы сможем показать в обновленном зале», — рассказала директор театра Светлана Гузий.

Светлана Гузий

В жюри объявленного конкурса вошли не только архитекторы, но и директора ведущих российских театров, в том числе и тех, где недавно прошла реконструкция. Участники конкурса оценили его положительно.

«На конкурсе было одно из немногих жюри, где было много архитекторов, мы говорили с ними на одном языке. Мы давно такого не видели», — отметил основатель бюро «Ваухаус» Олег Шапиро.

Всего на конкурс поступило 34 заявки, члены жюри рассмотрели их портфолио и в январе выбрали всего 7 финалистов. Среди них оказались проектировщики зданий знаменитых театров и музеев в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом.

«На первый этап заявок поступило очень много, специально организованное жюри и экспертная группа отбирала финалистов исходя из наличия опыта и квалификации в проектировании, а также в реализации запроектированных объектов. Это позволило в финале получить конкурсантов, имеющих опыт работы на только с крупными зрелищными сооружениями, но и с такими специфическими технологическими объектами как театр», — рассказал главный архитектор Красноярского края Константин Шумов.

Константин Шумов

Участникам конкурса предложили разработать не только проект реконструкции самого здания театра, но и подумать о том, как в целом преобразится Театральная площадь.

«Сложность работы над проектом реконструкции театра оперы и балета заключалась в том, что в последние десятилетия были допущены серьезные градостроительные ошибки. Конкурсанты были очень серьезно озадачены работой с этим объектом, учитывая планировочные ограничения этой территории и режимы использования зон с особыми условиями — это проект зоны охраны объектов культурного наследия центральной части города. В документах, как это ни странно, указано: охраняемый природный ландшафт. Соответственно не учитывать эти условия при разработке идеи реконструкции театра и прилегающего пространства было невозможно», — рассказал Константин Шумов.

Выставка работ-победителей в фойе театра

Из всех работ, как и планировалось, выбрали три лучших. Автором одной из них оказался консорциум, в составе которого была красноярская компания А2. Вместе с московскими коллегами они разработали очень яркий проект здания с летящей крышей, в которой прячется зал для мероприятий на открытом воздухе, а вокруг расположилась видовая прогулочная зеленая площадка.

«Между вторым и третьим призерами шло соревнование, и места распределились после долгого обсуждения между членами жюри. Многих удивил образ „красного театра“, представленный вторым финалистом. Он создан в стиле русского авангарда 20-30 годов. Но по степени проработанности функционально-планировочной схемы объекта, большинство членов жюри, среди которых были и директора крупнейших театров, знающие изнутри жизнь театрального здания, отдали им второе место», — рассказал Константин Шумов.

Первой стала компания «Ваухаус». Она подкупила жюри тем, что не стала вносить экстравагантность в архитектуру здания. Архитекторы сознательно шли на то, чтобы театр остался почти неизменным, оставляя для потомков представление о его историческом облике.

«Мы исходили из того, что театр — это уникальное здание в стиле модернизма. Мы попытались сохранить этот образ, который любим жителями и узнаваем туристами. Для нас было важно сохранить осевую композицию, форму зала и все приемы формообразования здания. Также не поменяется форма фойе, оно лишь заглубляется. Будут сохранены декоративные элементы фасада фойе в виде крестов — это уникальный формообразующий элемент. Скульптуры на фасаде сохранятся, но мы их перенесем в другое место», — рассказал ведущий архитектор бюро «Ваухаус» Антон Губанов.

При этом в здании полностью поменяется технологическое наполнение зрительного зала, появятся новые репетиционные площадки, помещение под музей. На крыше архитекторы предусмотрели пространство, где можно организовать трансляцию спектаклей или других представлений на свежем воздухе.

Разработчики расценивают театр как единый комплекс с Театральной площадью, поэтому подготовили проект изменения ее внешнего вида и даже внутреннего содержания.

«На Театральной площади сохраняются фонтаны. Будет водная гладь возле самого здания, она как бы отражает театр, продолжая его на площади. Также у нас есть сухой фонтан, который в зимнее время можно накрыть и организовать каток с павильоном для проката коньков, или кафе. Площадь вообще должна стать уникальным трансформируемым событийным пространством. Мы заложили возможность проведения на ней летом ярмарок, концертов и других мероприятий, зимой — карусель с ярмаркой вокруг. То есть пространство будет гибким — для любых сценариев использования», — пояснил архитектор.

Директор театра Светлана Гузий отметила, что победитель конкурса сумел максимально приблизиться к тому техническому заданию, которое было выдано.

«Мы хотели театральный музей. В нашем театре, который с 2018 года носит имя нашего выдающегося земляка баритона Дмитрия Хворостовского, его нет. Мы хотим дополнительную камерную сцену, потому что есть ряд спектаклей, которые должны идти в малых формах. Мы хотели комфортный и красивый зрительный зал, чтобы это были просторные проходы между рядами, соответствующие установленным нормам. Чтобы были красивые ложи, чтобы люди приходили в наш театр как в храм искусства. Также мы хотим новую механику и хорошую акустику, места для разгрузки/погрузки декораций. Компания „Ваухаус“ это всё учла и даже предусмотрела подземную парковку, которая позволит нашим зрителям приходить нарядными и красивыми в здание театра. Все эти факторы являются очень важными. Я надеюсь, что в 2028 году мы все сможем зайти в обновленное красивое здание под названием Театр оперы и балета», — рассказала руководитель театра.

Тройка победителей конкурса получит денежные призы — 500 тысяч рублей за проект, занявший третье место, 1 и 1,5 млн рублей для второго и первого места соответственно. Теперь театр оперы и балета начнет переговоры о заключении договора на создание эскизного проекта, который воплотит концепцию обновления облика театра и прилегающей территории.

«Дальнейшая работа будет строиться таким образом: сейчас будет сформирована техническая группа, которая еще раз в очень сжатые сроки постарается обобщить идеи, заложенные в победившей работе и других проектах, представленных на конкурс. Оцениваться будет реальность их воплощения. После этого группа сформирует новое техническое задание для следующего этапа проектирования. Средства на эту работу есть благодаря компании „Норникель“», — отметил главный архитектор края.

Замдиректора красноярского представительства «Норникеля» Игорь Астапов

«В прошлом году мы перечислили театру оперы и балета 100 млн рублей. Пять из них ушло на проведение конкурса — это не только призовые деньги, но и другие издержки, связанные с непростыми процедурами. Оставшаяся сумма будет потрачена на первый этап проектирования. Это не вся сумма, которая потребуется на создание проекта, она, вероятно, будет больше. Когда будет выполнен первый этап, будут приниматься остальные решения», — пояснил заместитель директора Красноярского представительства «Норникеля» Игорь Астапов.

Он отметил, что для компании очень важно участвовать в реализации социальных проектов, так как это повышает качество жизни в городах присутствия.

«Культура среди этого занимает самое важное место, так как в этой области всегда наиболее существенные затраты. Наша компания старается об этом не забывать. В первую очередь, конечно, в отношении Норильска, так как там расположены наши основные производственные площадки и работает большая часть нашего персонала. Но краевой центр для нас тоже особенный город — здесь тоже есть наши активы, и мы заинтересованы в том, чтобы у него был потенциал развития», — отметил Игорь Астапов.

Красноярский театр оперы и балета закроется на реставрацию в 2025 году. Она будет идти долгие три года, за которые творческий коллектив планирует много гастролировать по краю, в России и за рубежом. Обновленное здание распахнет свои двери к 400-летию Красноярска и 50-летнему юбилею самого театра.

Больше информации о проектах финалистов конкурса можно посмотреть на сайте конкурса.

Хворостовский Дмитрий Александрович
Советский, российский, британский оперный певец-баритон. Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки

Рекомендуем почитать