Главная
>
Статьи
>
Rome: Total War

Rome: Total War

26.10.2004
15
Разработчик: Creative Assembly
Издатель: Activision
Жанр: стратегия


Rome: Total War

Давайте отложим на неделю разговоры о втором законе термодинамики и неизбежном нарастании энтропии. Процесс, несомненно, идет, и когда-нибудь компьютеры, безусловно, достигнут абсолютной мощи, обнулятся и снова будут массивными пятиэтажными конструкциями с быстродействием 32 операции в секунду. Строго говоря, алгоритм многих современных игр уже и сейчас вполне можно вместить в эти жесткие рамки (разумеется, оставив за скобками графику) - многих, но, к счастью, не всех. Позвольте с глубоким почтением и огромной радостью представить очередное творение английских игроделов из Creative Assembly, прославившихся серией тактико-стратегических игр Total War.

Восторг от R:TW приходит не сразу. Сначала надо преодолеть испытание длительным обучением искусству игры в игру, привыкнуть к камере, интерфейсу, необходимости играть неторопливо и вдумчиво. К счастью, разработчики снабдили свое детище одним из лучших тьюториалов, что мне приходилось видеть. Компьютерные советники приятным голосом расскажут обо всем, от основных принципов управления до последних мелочей в интерфейсе – вы только внимайте.


Rome: Total War

И тогда в награду за терпение игра и ваше воображение создадут увлекательнейшую игровую вселенную небывалой глубины и интересности. (Помню, после знакомства с Elite на платформе ZX мне какое-то время не удавалось понять, зачем после такого кому-то нужно было выпускать и покупать новые игры – ведь самая интересная из них уже создана. Игра позволяла игрокам додумывать детали схематично обозначенного мира – а свои мечты всегда приятны, не так ли?)

Путешествие в Древний Рим начинается на так называемой карте кампаний. Этот экран (теперь в полном, вкусном 3D) совмещает в себе функции физической, политической и военной карты мира. Отсюда вы управляете городами и отдаете команды войскам. Фактически это отдельная, исключительно захватывающая походовая игра в своем собственном праве, что бы ни хотели думать поклонники тактических игр в реально-непрерывном времени. RTS-вставки, кстати, являются необязательными и могут быть заочно сыграны компьютером. (На откуп AI можно отдать и стратегическое командование, но если империя вам дорога, не делайте этого.)

Война и управление государством всегда требуют сильных личностей - большое значение руководящего ресурса прекрасно подчеркнуто в игре. В рамках кампании игрок принимает роль лидера не просто фракции, а римской семьи. В его распоряжении генералы, губернаторы, политики – все они родственники или приближенные. Именно благодаря присутствию лидеров войска проявляют чудеса смелости, а города подчиняются вашим приказам. Члены семьи – пожалуй, наиболее ценное, что есть у игрока, ведь можно отбить потерянные города и заменить уничтоженную армию, но найти достойную замену павшему герою, дети которого могли бы возглавить армию и добиться благосклонности Сената, нельзя.


Rome: Total War

Подобное описание таких вот тонкостей – сущая беллетристика, но сама игра тяготеет к энциклопедическому стилю подачи информации. Каждый объект в игре имеет свойства: кликните правой кнопкой и в новом окне ознакомьтесь со свойствами и небезынтересным описанием. Нельзя сказать, что интерфейс прост, но зато мы сделаем ему более ценный комплимент: он логичен. Как правило, если у вас получилось что-то сделать осознанно, в будущем проблем с повторением действия не возникнет.

Впрочем, управленческие глубины, равно как и тонны исторических справок, вовсе необязательны для изучения – R:TW подкупает и своей многослойностью. При желании можно довольствоваться только одиночными тактическими миссиями, которые устраивают на вашем экране мини-кино про войну и римлян. Вот вторая полноценная игра в чудесном ящичке военных развлечений Rome: Total War. Огромное поле боя, тысячи воинов, десятки боевых подразделений, полное трехмерье и практически свободная камера. Хотите с расстояния три метра посмотреть, как преторианская конница разрыхляет отряд галльских варваров? Пожалуйста – пол-оборота колесика мышки. Желаете взглянуть на свою трехтысячную (!) армию перед штурмом Карфагена? – Крутите в обратную сторону. И при этом игра не тормозит! Невероятно и неудивительно – ребята из Creative Assembly целенаправленно шли к этому четыре с половиной года. Шли через спрайтовые армии, плоские настольные карты, труднопроходимые заросли интерфейса – к счастью, прорвались.

Как бы ни были увлекательны RTS-интермедии сами по себе, настоящим откровением они становятся в русле походовой кампании. Потому что ландшафт, время года, расстановка войск и баланс сил в точности соответствуют виденному на тактической карте. Это вам не абстрактное «нападающий всегда слева, атакуемый – справа»! Определенные условности, впрочем, присутствуют. Например, гарнизон осажденного города никогда не пытается контратаковать, даже если силы равны, а агрессор при этом засыпает здания и войска огненными снарядами. Но это единственный пример непротивления - в основном игра тяготеет к насильственному решению конфликтов: дипломатические переговоры очень трудны и длительны, на осаду никогда не хватает времени.


Rome: Total War

Неудивительно: компьютер очень неплохо играет в обоих режимах. Особенно приятно, что это касается не только врагов, но и союзников. Как на карте мира, так и в поле вам не раз доведется вести бой, опираясь на плечо искусственного интеллекта и это, сознаюсь, здорово: видеть, как твой осажденный город освобождает дружеская армия под предводительством AI. Здесь вообще многие внутриигровые события происходят по правилам внешнего реального мира. Стены и здания, разрушенные при штурме, придется отстраивать заново. Герои живут: поступают на службу, женятся, приобретают положительные и отрицательные черты характера, старятся. Оккупированный город взбунтуется, стоит только вывести из него гарнизон...

Действо сопровождается музыкальным сопровождением столь впечатляющим, что окружающие невольно интересуются: откуда они взяли настоящую музыку? Джефф Ван Дайк в очередной раз создает саундтрек если не аутентичный, то достойный таковым считаться. За рубежом музыка будет издана отдельной пластинкой.

Помимо прочих достоинств, игра обладает и огромным потенциалом повторного прохождения. Надо ли говорить, что в следующий раз все будет по-другому, если даже после загрузки сейва компьютер ведет себя иначе?

Пожалуй, не особенно драматизируя (в отличие от игровых полководцев, толкающих перед битвой речь на хорошем английском) можно констатировать появление новой классической игры. Обязательное приобретение для всех поклонников жанра и настоятельная рекомендация для людей, выбирающих интересные, умные и сложные игры.

Системные требования:
Минимальные: процессор 1,4 ГГц, 256 Мб памяти, 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти, 2,9 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 2,4 ГГц, 512 Мб памяти, DirectX 9-совместимая 3D–видеокарта с 128 мегабайтами памяти
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb

Влад Вавилов

Диски для обзора предоставлены медиамаркетом Клондайк пр. Мира, 86.

Рекомендуем почитать