Главная
>
Статьи
>
Miss Медиа, Наталья Нечаева

Miss Медиа, Наталья Нечаева

25.05.2007
9


Miss Медиа

Если дело и дальше так пойдёт, то ваш покорный слуга скоро будет в панике шарахаться от этих книжек с белой обложкой и набранным красным заголовком, воинственно выстроившихся на полках. Особенно если где-то на обложке будет присутствовать слово «Медиа». Недавно нам уже попадалась одна такая; теперь вот случился и дубль два. И не говорите мне, что столь схожие названия и стиль оформления – чистая случайность. Не поверю ни за что.

Заметим, однако, вот что – «Miss Медиа» Натальи Нечаевой не оказывает на психику читателя столь решительно разрушающего воздействия, как труды Минаева. Отчасти потому, что Нечаевой не свойственны амбиции автора «Media Sapiens’а» – она не стремится ни к вскрытию тайных механизмов работы медиа, ни к критике мирового устройства, ни к чему ещё столь же грандиозному и внушительному, на что, вроде бы, замахивается Минаев. Другое дело, что к чему она стремится помимо этого и стремится ли к чему-нибудь вообще, понять из книги не так-то просто. В её, с позволения сказать, романе разворачивается история выборов мэра в небольшом провинциальном городке, показанная в основном глазами хозяйки маленькой, но гордой и независимой радиостанции «Премьер», волей случая вовлеченной во всю эту подковёрную возню. Нетрудно догадаться, что происходит во время предвыборной кампании – грызня между кандидатами, «чёрные» технологии, враньё, обман, всё, в общем, как полагается.

На самой главной АЗС, разместившейся в историческом центре, кто-то сподобился укрепить криво исполненный, чёрный на желтом, плакат: «Власов, вон из города!»

Продукт самодеятельного творчества, тщательно прикрепленный на самый бок колонки, содрали, но он волшебным образом появился там вновь. Снова соскребли, поставили рядом охранника – точно такой же плакат-близнец вмиг возник на соседней заправке.

Плакаты крупно показывали по телевидению, и какой-то дедок древнего посола, подпиравший дверцу ровесника-«Запорожца», говорил о том, что давно пора эту бензиновую мафию прищучить, потому что бензин разбавляют, и даже его нетребовательная машинка от «ихнего суррогату» останавливается и чихает. В вечерних новостях бензиновый скандал начал обрастать комментариями налоговых и правоохранительных органов. Официальные лица бубнили в камеру о том, что раскрыта крупная афера, следы которой – страшно сказать! – вели аж к чеченским боевикам. В воздухе запахло сероводородом, и явственно замаячил призрак Аль-Каиды.

Тематика эта, безусловно, богатейшая, и развивать её можно было, как авторской душе угодно – можно было увести в сторону безжалостной сатиры на все эти политические аттракционы или, наоборот, дать удушающей, губящей человеческий дух на корню чернухи. Можно было, в конце концов, просто использовать её в качестве живописного фона для романтической, детективной или ещё какой иной жанровой коллизии. Нечаева, однако, методично отказывается от всех этих вариантов – и ухает в лакуну какой-то тотальной непонятности. «Miss Медиа» – не сатира и не чернуха, не романтика и не детектив, не реалистичная история из жизни обычных людей в экстраординарных условиях и не циничная абсурдная фантасмагория на повседневном политическом материале. И на вполне законный вопрос – «так что же это, в таком случае?» – остаётся только озадаченно пожать плечами. Эта книга словно была написана с единственной целью быть написанной, заполнить триста с копейками страниц именно этими словами, описывающими именно эти события. Как, помнится, говаривал Портос – «Я дерусь, потому что дерусь». Но если этой жизненной позиции присуще некоторое безрассудное благородство, то в написании ради написания «Miss Медиа» нет ровным счётом ничего, что могло бы эту книгу оправдать. Зато в ней есть некоторый муторный транс – открыв её, втыкаешься примерно так же, как в какой-нибудь ментовский телесериал, на который натыкаешься, щелкая после работы по каналам, и смотришь, проклиная сам себя, до конца серии. Не самое приятное наваждение – лучше, право слово, избавить себя от любой возможности в нём оказаться.

«Книголюб»

Сайт – www.biruza.ru
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб»
Адреса центральных магазинов:
  • "Книголюб" ул.Ленина, 112.тел.22-78-31
  • "Книголюб" ул.К.Маркса, 49, тел.27-68-27
  • "Книголюб" пр.Свободный, 49 тел.903-973

Дж. Стомпер

Дж. Стомпер

Рекомендуем почитать