Главная
>
Статьи
>
Достучаться до сердец

Достучаться до сердец

14.11.2008
8

У кого что, а у меня самое сильное впечатление с прошедшей книжной ярмарки — спектакль «Московский хор». Эту нашумевшую постановку представил питерский Театр Европы (Малый драматический театр) под руководством Льва Додина.

Театр Додина в Красноярске не был ни разу. Для наших зрителей знакомство с ним стало настоящим потрясением. Причем — в разных смыслах. Многих восхитило мастерство режиссуры и актерского искусства. В труппе Додина трудно кого-то выделить, здесь игра каждого — словно за пределом актерских возможностей. И все вместе — мощнейший актерский ансамбль. В этом смысле «Московский хор» напомнил мне аккордеон, на котором играет кудесник-режиссер. Меха сжимаются и разжимаются, и рождается необыкновенный по силе и красоте звук. В данном случае — это сила и красота актерского воздействия.

Но, впрочем, красоту в постановке увидели не все. Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской (тоже, кстати, гостьи ярмарки) — об ужасе коммунального бытия. Жестко-реалистичная работа, без какой-то бы то ни было приглаженности. Действие происходит во второй половине 50-х прошлого века, когда репрессированные стали возвращаться из лагерей и ссылки. И в отражении той поры в спектакле Игоря Коняева (Додин — художественный руководитель постановки) — ничего общего с глянцевыми красивостями нынешних ностальгических фильмов о советской эпохе.

Напротив, здесь все гротескно-уродливо. Старая коммуналка, с неказистой ободранной мебелью. Люди живут друг у друга буквально на головах. Что подчеркнуто и многоступенчатой декорацией Алексея Порай-Кошица — вещи в коммуналке громоздятся одна на другой. А тут еще родственнички из ссылки пожаловали… Вынужденная теснота невольно порождает агрессию. И как не вспомнить булгаковского Воланда с его вневременным «квартирный вопрос их испортил»?.. Но, несмотря на всю уродливость бытия, людям, ставшим его заложниками, можно только посочувствовать…

Тем не менее, после спектакля некоторые зрители высказывались, что незачем тащить житейскую чернуху на сцену театра. От нее и так не знаешь куда спрятаться. А в театре хочется отдохнуть, отвлечься. Их можно понять — некоторые сцены «Московского хора» вызывают просто физиологическое отвращение. Этот дискомфорт от тесноты и всего, что она порождает, ощущаешь одновременно всеми органами чувств. И невольно протестуешь — нельзя так жить, нельзя! Бесчеловечно загонять людей в скотские условия. Но, положив руку на сердце, — мало ли таких, кто и сегодня вынужден так существовать? Доколе, спрашивается?..

Как высказался недавно в программе «Тем временем» сам Лев Додин, главная задача театра — вызывать потрясение. И, думаю, после просмотра «Московского хора» равнодушных в зрительном зале не было. Режиссеру удалось достучаться до сердец. А значит, хоть кто-то попытается что-то изменить. В себе и в окружающем мире.

Елена Коновалова, фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать