Главная
>
Статьи
>
Общество
>
С летательным исходом

С летательным исходом

28.08.2009
11

Трагедия в Саянах на время затмила для нас все остальные события в стране и мире. Почти незамеченной осталась и катастрофа с участием двух самолетов группы «Русские витязи» перед открытием авиасалона МАКС-2009 в Жуковском. Двое погибших, два разбившихся самолета — все это меркло на фоне аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, где список жертв исчисляется десятками. Между тем в отличие от катастрофы на Енисее авария в Жуковском не стала неожиданностью, а жертв ее могло быть гораздо больше.

28 августа 1988 года. В немецком городе Рамштайн на базе американских ВВС был организован день открытых дверей с авиашоу. Итальянские пилоты из эскадрильи Frecce tricolori исполняли фигуру «разбитое сердце», в ходе которой 10 истребителей двумя клинами несутся навстречу друг другу и расходятся в нескольких десятках метров. В результате столкновения и падения трех самолетов погибли три пилота и 67 зрителей, около 400 человек получили ранения различной степени тяжести.

27 июля 2002 года. На авиашоу во Львове истребитель Су-27, выполняя фигуру высшего пилотажа «бочку», уходит в крутое пике и падает в толпу зрителей. 77 человек погибших (в том числе 28 детей), еще около сотни пострадавших попали в больницу с различными травмами. Причиной катастрофы названа ошибка экипажа — летчики пытались совершить маневр, не запланированный и не согласованный с организаторами шоу.

Два этих примера объединяет одно — десятки человек стали жертвами не разбушевавшейся стихии, не террористического акта и даже не техногенной катастрофы. Их погубила тяга людей к опасным развлечениям — когда одни играют со смертью в небе, а другие приходят на это посмотреть. Катастрофы на авиасалонах давно стали привычным делом — и хотя список жертв их обычно бывает не столь массовым, как в двух описанных случаях, ситуации это не меняет — кому нужны шоу, несущие смерть?

Павшие витязи

Авария в небе над Жуковским случилась 16 августа 2009 года, за день до трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Пять самолетов Су-27 группы «Русские витязи» завершали репетицию фигур высшего пилотажа, готовясь к авиасалону МАКС-2009. Выполняя эффектный разворот, один из пятерки истребителей внезапно пошел наперерез остальным и ударил самолет командира группы Игоря Ткаченко. Обе «сушки» упали, пилоты успели катапультироваться. Один из самолетов рухнул на территорию дачного поселка, из-за чего сгорели три дома, погибла хозяйка одного из них. Игорь Ткаченко погиб, возможно, еще до того, как катапультировался, — удар пришелся точно в его кабину, где позднее обнаружили следы крови.

Причиной катастрофы, скорее всего, стал человеческий фактор — по мнению одних экспертов, пилот Виктор Мельник потерял ориентацию в пространстве и ударил в самолет своего командира, по другой версии — сама фигура пилотажа «тюльпан» была разработана с ошибкой, и столкновение самолетов было неизбежно — не на тренировке, так во время одного из показательных полетов. Увы, обе версии имеют право на существование.

Высший пилотаж — штука опасная, а групповой высший пилотаж опасен вдвойне. Цена ошибки очень высока. Понятно, что этими самолетами управляют настоящие профессионалы, обладающие огромным опытом и специальной подготовкой, но и у них есть пусть минимальный, но шанс на ошибку. Не боги ведь горшки обжигают. Человек с хорошим вестибулярным аппаратом может сделать 10—12 оборотов вокруг своей оси, а потом упадет. Летчики такого уровня должны сделать 100—200 оборотов и после этого попасть ниткой в игольное ушко.

Как тут не вспомнить другую катастрофу с участием «Русских витязей», случившуюся четыре года назад. Тогда в декабре 2005 года пятерка Су-27 и транспортный Ил-76 возвращались с авиашоу в Малайзии. При заходе на посадку в аэропорту Вьетнама на горной местности в условиях сильной облачности старший группы Владимир Гребенников допустил ошибку, в результате которой три Су-27 врезались в гору. Погибли четыре пилота. Спустя три года Гребенников был приговорен трибуналом к шести годам лишения свободы, но тут же освобожден по амнистии.

Столкновения специализированных самолетов друг с другом, увы, не редкость. По данным журнала «Авиамастер», в 1986—2001 годах в Кубинке, на базе смешанного авиаполка, где базируются самолеты для показательных выступлений, только при столкновениях в воздухе было разбито десять и повреждено пять самолетов. Человеческий фактор в авариях с пилотажными группами остается ключевым в большинстве подобных ситуаций.

Птицы живые и железные

Но сваливать всю вину только на пилотов было бы несправедливо. Пилоты тоже люди, пусть даже способные вдеть нитку в игольное ушко после сотни оборотов вокруг свей оси. Есть еще как минимум два фактора, которые приводят к авариям в воздухе. Один из них — столкновение с птицами. Классический пример — авария на авиасалоне в Ле Бурже 8 июня 1989 года: во время показательного полета истребителя МиГ-29 в двигатель попала птица, и самолет рухнул на землю. Пилот Анатолий Квочур катапультировался с высоты 90 м и остался жив. Спустя 7 лет именно этот пилот прилетал в Красноярск на открытие Сибирского аэрокосмического салона и изумлял красноярцев фигурами высшего пилотажа на боевом истребителе Су-30. Хорошо, что тогда обошлось без происшествий.

В столкновении с птицами три года назад пострадал и Игорь Куриленко, тот самый, что находился в разбившейся в Жуковском «сушке» вместе с Игорем Ткаченко. Тогда, направляясь на авиашоу в Тюмень, его МиГ-29УБ при взлете с аэродрома в Перми столкнулся со стаей чаек и рухнул на землю. Оба пилота успели катапультироваться, но Куриленко при приземлении сломал лодыжку. Кстати, сломанной лодыжкой он отделался и при падении Су-27 в Жуковском, хотя первоначально было подозрение на перелом позвоночника. Вот и не верь после этого в то, что есть люди, которые родились в рубашке…

Наибольшую тревогу вызывает износ авиатехники. Ни для кого не секрет, что большинство военных самолетов в России выпущены еще в советские времена и давно выработали свой ресурс. В конце прошлого года случились сразу два летных инцидента, связанных с отказом техники. В октябре под Читой разбился МиГ-29 — пилот выжил, жертв и разрушений не было, машина упала в 40 километрах от города, в болото. В декабре того же года в той же Читинской области разбился еще один МиГ-29, рухнувший в 5 километрах от аэродрома. Пилот погиб, а расследование показало, что и здесь авария произошла по техническим причинам.

После этого полеты всех МиГов приостановили и провели масштабную техническую проверку 200 самолетов этой марки. Около 90 проверенных истребителей (почти половину) отстранили от полетов до устранения технических неисправностей. Другой пример, уже с «сушками»: в 2006 году в Брянской области разбился штурмовик Су-25, и причиной аварии была признана разгерметизация кабины. Военная комиссия в рамках расследования проверила другие «сушки» и выяснила, что у трети (!) из них шланги, которые герметизируют кабину, находятся в нерабочем состоянии.

Суммируем — ежегодно и не по разу на предельно низкой высоте над массовым скоплением людей самолеты, технически исправные примерно наполовину, демонстрируют фигуры высшего пилотажа, в которых малейшая ошибка пилота приводит к катастрофическим последствиям и человеческим жертвам. Для кого устраиваются эти показательные выступления, потенциальную опасность которых можно сравнить с заездами гоночных болидов на первосентябрьской школьной линейке? Данью какой моде они являются и что должны продемонстрировать ошеломленным зрителям — мастерство наших пилотов или технологическую мощь и современность нашей армии?

Древнегреческий миф про отважного Икара, который, обретя крылья, не захотел просто летать, а устремился к солнцу и погиб, на самом деле является не гимном отважным и безрассудным. Это предупреждение всем, кто пытается преодолеть пространство и время, шагнув за рубежи, очерченные ему природой. Современные Икары рвутся в небо на адских машинах, которые делают их в тысячи раз быстрее, выше и сильнее. Но рожденный ползать за умение летать должен платить слишком высокую цену.

Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать