Главная
>
Статьи
>
То ли сказка, то ли притча, то ли быль...

То ли сказка, то ли притча, то ли быль...

24.02.2010
6

Спектакль «Ленинградский романс», представленный в Красноярске, — необычная для заезжей антрепризы постановка. Ученик Эфроса Петр Штейн поставил его по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Эта пьеса уже больше сорока лет остается одной из самых популярных в репертуаре российских театров.

Драматургия позитива

Ленинградский романсПетр Штейн занял в своей постановке молодых артистов Игоря Петренко (Марат), Екатерину Климову (Лика) и Дмитрия Исаева (Леонидик). Провинциальная публика знает их преимущественно по сериалам. В «Ленинградском романсе» многие открыли эту тройку для себя как очень хороших театральных актеров. Два спектакля в Красноярске прошли на аншлагах.

Разумеется, немалая часть публики пришла на имена популярных артистов. Но сами они во многом объясняют зрительский интерес к их спектаклю качеством драматургии.

— Мы играем «Ленинградский романс» уже пять лет, — говорит Екатерина Климова. — На первый взгляд пьеса очень простая. Но она созидательная, в ней есть доброта. Видимо, после войны люди умели ценить простые радости жизни, и это отражено в произведениях писателей-шестидесятников. Не то что в разрушительной современной драматургии. В жизни и так много негатива, а после спектаклей по пьесам нынешних авторов еще и из театра уходишь опустошенным... И вообще мы как-то привыкли, что в театре сейчас главное — какие-то придумки, зрелищность, все с ног на голову. У Арбузова же все очень просто. Это настоящий психологический театр.

Ее мнение разделяет Игорь Петренко:

— Современные драматурги все пытаются чем-то удивить. Возможно, это связано с обилием информации, когда кажется, что обычные чувства, слова, эмоции уже никому не интересны. Но это не так. А послевоенная драматургия — Арбузов, Розов, Вампилов, Володин — вообще очень крепкая. После долгих лет войны люди были настроены созидать. В старшем поколении до сих пор еще сохранился тот фундамент. И он намного сильнее и чище, чем у молодежи. У нас все зыбко, всем недовольны, пытаемся найти везде негатив, обличить, уничтожить...

Чем и ценно, как считают артисты, в наше время соприкосновение с драматургией того же Арбузова — она задает положительный настрой. Ту самую благожелательность, которой сейчас так не хватает в обществе.

— Я вообще очень люблю литературу шестидесятников, — говорит Дмитрий Исаев. — Для нашей страны это была последняя попытка вернуть себе человеческий облик. Это вечные ценности. И нам, артистам, играть такой материал — благодатная возможность. Главное здесь то, что чувствуешь, надо уметь это выразить.

Проверка временем

Ленинградский романсВ «Ленинградском романсе» Петр Штейн также отдает дань уважения своему учителю Анатолию Эфросу. Тот первым когда-то поставил спектакль по пьесе «Мой бедный Марат». В постановке у Штейна в записи звучат слова, которые произносил сам Эфрос.

— Эфрос поделился с Петром Александровичем своими мыслями об этой пьесе, — рассказывает Игорь Петренко. — Ему казалось, что он не совсем верно поставил свой спектакль по ней, что в нем должно быть ощущение праздника, сказки, нельзя уводить ее в быт. И, как мне кажется, Штейн взял какую-то вытяжку из спектакля Эфроса и вдохнул в нее то, что, наверное, хотел бы увидеть Эфрос в своей новой постановке по этой пьесе.

«То ли сказка, то ли притча, то ли быль», — задумчиво звучит голос Эфроса, предваряя начало спектакля. И в самом деле — слишком уж невероятной кажется эта история. Люди познакомились во время блокады, прошли войну, выжили — а потом, после короткой встречи, расстались больше чем на десять лет. История о чувствах двух людей, которым, чтобы понять, насколько они дороги друг другу, понадобилось вмешательство третьего.

— Спустя несколько лет жизни нашего спектакля мы вдруг поняли, что Леонидик — это вообще не человек, — смеется Екатерина Климова. — Некая проблема между двумя людьми. Их комплексы, самолюбие, недоверие друг к другу. А Леонидик — проверка их чувств: кого вы любите, себя или друг друга? Им понадобилось время, чтобы понять что-то про себя, про свои чувства. Но как только они решили свои внутренние проблемы, Леонидик уходит.

Приятно, что не только коммерческая театральная попса, но и спектакли, подобные «Ленинградскому романсу», все чаще доезжают до Красноярска. Осенью у нас побывала Екатерина Васильева со своим бенефисным спектаклем «Я была счастлива!..», уже второй год подряд гастролирует Театр Романа Виктюка. Летом состоится фестиваль «Норильские сезоны» от Фонда Михаила Прохорова с участием многих именитых театров (в их числе ожидается «Мастерская Петра Фоменко»). А весной заявлен приезд Евгения Миронова со спектаклем «Фигаро». Кажется, театральная гастрольная жизнь в городе начала потихоньку оживать.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №7 (248), фото с сайта Игоря Петренко

Рекомендуем почитать