Главная
>
Статьи
>
«Театральная весна», день первый. Мечта лишнего человека

«Театральная весна», день первый. Мечта лишнего человека

22.03.2010
17

Поскольку «Хануму» абаканцев я пропустила, «Театральная весна» для меня началась со спектакля шарыповцев. Постановку по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович я никак не могла пропустить.

Кстати, анонсируя в фестивальной афише спектакль «Наташина мечта», я допустила небольшую ошибку. Это не работа муниципального шарыповского театра, а независимый творческий проект выпускников актерской школы-студии Шарыпова. Режиссер спектакля — их педагог Наталья Желтова, которая обучала девчонок, занятых в этой постановке, три года. Кстати, большая часть выпускников студии пополнила труппу шарыповского театра.

Исполнительница главной роли в «Наташиной мечте» Антонида Шевченко еще школьница, ей всего 16 лет. Но судя по отзывам критиков, девочку ждет большое театральное будущее. После окончания школы ее пригласили поступать сразу к двум выдающимся театральным педагогам — в мастерскую Сергея Женовача в Москве или к Григорию Козлову в Петербург.
По сути, это моноспектакль. Рассказ детдомовки Наташи Баниной о ее окружении, матери-проститутке, погибшей от руки сутенера, о первой любви...

Ярослава ПулиновичРеалистичная история, где предстает картина мира никому не нужной девочки-подростка. Сюжет пересказывать не буду, лучше ознакомьтесь с текстом пьесы Пулинович. Кстати, она ученица Николая Коляды, что уже говорит о многом.

Что же до самого спектакля, сделан он подчеркнуто минималистично. Оформление — большая оконная рама, ее закрывает штора из белого тюля. По сюжету она выполняет то функции ширмы, то свадебной фаты, то просто оконной занавеси. На сцене — Наташа и ее товарки (Вера Николаенко и Женя Зарубина). Перед началом спектакля, пока собирается публика, девочки сидят на полу — сжавшиеся (попробуй только тронь!), взгляд исподлобья, насупленный. Никакого доверия к миру — и вскоре станет понятно, почему.

Наташа обращается к своим слушателям со словами: «Ну, короче, это гониво и фуфло все, что тут говорили... Не было этого ни фига... Че? Рассказать, как было? А еще чего? А этого вот вам не завернуть?» Чего не было, что было — выясняется из ее последующего монолога. И главное в этом даже не сама история, хотя она и цепляет — прежде всего, своей обыденностью, в ней нет ничего необычного. И это страшно. Но настоящее потрясение от того, как проживает историю своей героини юная актриса. Антонида держит на себе весь часовой спектакль, существует в нем абсолютно ненаигранно, одинаково органично в разных состояниях. И это прошибает по-настоящему.

Наталья Желтова говорит, что и взрослые, и подростки чутко и внимательно реагируют на «Наташину мечту», равнодушных к спектаклю нет. Когда показывали спектакль детям из вполне благополучного шарыповского приюта, для них это был настоящий стресс, и потом понадобилась помощь психолога. Может, многие из них тогда впервые задумались, что их ждет по выходе из приюта. И ждет ли?..

И еще что очень ценно в этой постановке — в небольшом районном центре стали обращаться к современной драматургии. Острой, злободневной, с жесткой лексикой, освещающей неприглядные стороны жизни. И это вызывает живой отклик у горожан. Было бы здорово увидеть «Наташину мечту» на следующем фестивале «ДНК» в Красноярске.

Елена Коновалова, на фото Ярослава Пулинович

Рекомендуем почитать