8 мая Красноярский театр кукол приступает к репетициям нового спектакля. Что будет для многих большой неожиданностью — в жанре киберпанк.
Впрочем, для Красноярска это, может, и неожиданность, а вот кемеровчан кукольным киберпанком не удивишь. Уже пять лет как — с тех пор как там поставили в местном театре спектакль «Тедди» по пьесе Александра Хромова. А у нас раскачались только сейчас. Притом что Хромов — красноярец и работает здесь же, в театре кукол. Но пророка в своем Отечестве, как известно, нет. Да и постановку удалось пробить с большим трудом лишь благодаря гранту Фонда Михаила Прохорова. Прежде не пропускал бывший директор театра Александр Берегов, после его ухода воспротивился самозванный худсовет. Театр маленький, проблемы его не столь на слуху, как заморочки ТЮЗа или театра музыкального. Но бардак с репертуаром — одна из самых ощутимых.
Более подробно об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. Вернемся к «Тедди». Ставить его будет кемеровский режиссер Дмитрий Вихрецкий, сдача 22 июня, премьера в начале следующего сезона. На аудиторию с 13 лет. Отличие от кемеровской постановки — в спектакле появилось второе действие и в антракте будет перформанс. А сейчас слово драматургу, пусть сам расскажет об идее спектакля:
«Тема компьютерной маргинальности в театре прежде не рассматривалась, как ни странно. Хотя проблема давно на поверхности. Маргиналы — это люди на обочине. Уход от действительности бывает разным — например, в пьянство, в наркотики. В моей пьесе показано, что происходит с человеком, когда он чрезмерно погружается в свой компьютерный мир. Главный герой, программист Макс, отрицает общество, ненавидит людей — его вселенная ограничена монитором компьютера. Подобное отношение к жизни может увести очень далеко... И, несмотря на фантастический сюжет, в „Тедди“ все очень реалистично — такое может случиться с каждым.
Самое смешное, что пьесу я написал на спор. Вихрецкий попытался взять меня „на слабо“. Он посмотрел в Красноярске мой теневой спектакль „Иван Царевич и Серый Волк“, и меняющееся пространство на сцене напомнило ему виртуальную реальность. Подначил: „А киберпанк написать можешь?“ Почему бы и не попробовать? К тому же меня и прежде интересовало это направление в научной фантастике.
Правда, с полгода мучился, не знал, с какого конца подступиться к теме. А потом вдруг пришла идея ввести в качестве одного из действующих лиц кибернетическую игрушку. И все, за три дня написал пьесу. А после придумал еще и сценографию со всякими техническими примочками. Сам медвежонок Тедди — маленькая радиоуправляемая кукла, он появляется в начале спектакля и управляется с помощью джойстика из-за кулис. Нейрошлем, который Макс использует для входа в виртуальный мир, еще какие-то приборы — техники там полно».
Елена Коновалова