Главная
>
Статьи
>
Свобода Сола Беллоу

Свобода Сола Беллоу

02.02.2011
10

Прочел «Планету мистера Сэммлера» Сола Беллоу. Помимо обычного при встрече с Беллоу восхищения следующее соображение мне не давало покоя.

Сол Беллоу — прекрасный писатель, наверное, без недостатков; совершивший главное, что должен совершить литератор — освоил и разработал свою манеру письма; манера эта интеллигентна, глубока, тонка и т.д. Всё, что можно сказать доброго о писателе, можно и следует сказать о Беллоу.

Но читая его книги, в частности «Планету», роман 1970 года, понимаешь, что по, так скажем, техническим характеристикам, по базовым настройкам и у нас, русскопишущих в это время были аналогичные по классу авторы. Особо не придумывая — допустим, Залыгин. Или еще лучше — Юрий Трифонов. Писатели со своим, уверенным, верным авторским почерком, с глубиной жизненного понимания и т.д. Также достойные всяческих похвал.

Однако есть ключевая разница, которая оставляет Беллоу в числе значительных писателей, условно говоря, навсегда, а наших бедняг Залыгиных-Тендряковых-Нагибиных беспощадно вычеркивает.

Возможно, мне, читавшему этот роман спустя сорок лет после его выхода в Америке, читавшему его в переводе, не всё видно, не всё понятно. Но то, что Беллоу пишет о том, что хочет, как хочет, не оглядываясь на идеологические, светские, семейные, любые иные установки — очевидно. При этом, конечно же, остается культурнейшим из культурнейших (свободный — не всегда хам).

Герой Беллоу, переживший войну, уставший и разочарованный старик, на излете жизни читает лишь религиозных средневековых философов, в книге есть и цитаты. Также там есть кассетные бомбардировки во время Шестидневной войны, индус-ученый, приехавший с лекцией в Штаты, племянник старика, вытащивший его из адаптационного лагеря, сделавший состояние с помощью мафии, еврейка-католичка и т.д. и т.п. Любой из этих пунктов стал бы для русского прозаика тех лет камнем преткновения, если не неразрешимой проблемой. Религиозные философы? Нельзя. Кассетные бомбы? Запрещено. Или сомнительно. Еврейка с католическим воспитанием — вообще бред.

Сравните «Планету мистера Сэммлера» с Трифоновской повестью «Старик». Сравнение это напрашивается — книги, по сути, об одном и том же, опубликованные примерно в одно и то же время. Но по вышеразъясненной причине клинической несвободы русских, «Старик» всего лишь унылая писулька, а «Планета» — прекрасный роман свободного (насколько может быть свободным человек на земле) писателя.

Добавлю всё же, что из двух великих американских прозаических евреев двадцатого века, меня более греет Зингер.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать