Главная
>
Статьи
>
«Самый легкий способ бросить курить», Красноярский театр им. Пушкина

«Самый легкий способ бросить курить», Красноярский театр им. Пушкина

09.02.2011
5

В Красноярском театре им. Пушкина новый спектакль по современной отечественной драматургии. На камерной сцене театра 11 февраля состоится премьера постановки «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова.

От читки к спектаклю

Напомню, что читка этой пьесы (режиссер Егор Чернышов, Санкт-Петербург) была признана одной из лучших на последнем фестивале «ДНК» («Драма. Новый код»). В краевой драме этот фестиваль современной драматургии прошел уже в третий раз. Но впервые за его историю из читки родился полноценный спектакль, который даже получил приглашение на национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Его показ пройдет в рамках внеконкурсной фестивальной программы «Маска плюс».

«Самый легкий способ бросить курить» должен был идти на новой площадке театра — сцене «ДНК» на пр. Мира, 49. Именно там в декабре состоялась его аванпремьера, и спектакль просто идеально вписался в это еще толком не обжитое пространство. Но, увы, в творческие планы вмешались трагические обстоятельства. После недавнего пожара эту площадку еще долго нельзя будет эксплуатировать. Остается надеяться, что она вообще вернется в распоряжение театра им. Пушкина.

Из жизни среднестатичного лузера

Собственно, уже на «ДНК» Егор Чернышов сделал полноценный эскиз спектакля. Все характеры, все тонкости взаимоотношений героев были обозначены в этом наброске с графической точностью. В центре постановки — современный неудачник в возрасте между тридцатью и сорока, пребывающий в «кризисе среднего возраста». Со всеми сопутствующими проблемами — скучной работой, до неприличия мизерной зарплатой, женой-истеричкой и полным отсутствием жизненных перспектив. Вроде бы давно пора что-то поменять, но эти здравые мысли тонут в привычной инертности. Может, оно уже как-нибудь само собой рассосется? Перемены в жизни Константина и в самом деле вскоре произойдут. Но будут они весьма и весьма болезненны.

При завершении работы над постановкой из-за ухода из театра нескольких актеров режиссеру пришлось сделать вводы. Главную роль теперь исполняет Владимир Пузанов (на читке в ней был занят Петр Новиков). Но эта замена придала спектаклю лишь большую убедительность. Новиков для такой роли все-таки выглядит слишком молодо. Пузанов с его характерной внешностью вписался в образ рефлексирующего лузера просто идеально. Публика привыкла видеть артиста в основном в комических ролях. Сыграв Константина Треплева в «Чайке», он разрушил этот застарелый стереотип. Дурненковский Константин (параллели напрашиваются непроизвольно) — еще один противоречивый и неоднозначный персонаж в его биографии, которого актер показывает с достоверной сдержанностью, не скатываясь ни в комикование, ни в избыточный трагизм. Это серьезная и глубокая работа, которую можно смело назвать одной из лучших ролей сезона.

Вырваться из круга

Что же касается главной темы спектакля, то у Чернышова это вовсе не издержки кризиса среднего возраста. Основное, с чем приходится здесь сталкиваться всем героям — проблема выбора. Свой выбор делает старый учитель Валерий Ильич (Алексей Исаченко), когда впускает в дом беженцев с юга, а потом берет на себя ответственность за совершенное ими преступление. Выбирать приходится его дочери Татьяне (Екатерина Соколова), первой любви Константина, которая не одобряет гостеприимство отца, но не может в финале бросить его в беде. У Константина вообще сплошная необходимость делать на протяжении всего спектакля тот или иной выбор. Между опротивевшей супругой (Эмилия Шевчук) и любимой женщиной, которой он в итоге оказывается не нужен. Между презрением к предавшему его другу и состраданием к нему, когда тот теряет жену. Между безденежьем и унизительно бессмысленной работой — он словно попадает в сплошной круговорот.

Ощущение неразрывности этого потока усиливает сценография Елены Турчаниновой, которая решена в виде старой детской площадки с облезлыми металлическими конструкциями. В центре — круглая каруселька, которая вызывает множество ассоциаций, от колеса сансары до человеческой зацикленности на собственных проблемах. И лишь немногие способны вырваться из их круга.

Да, а какое ко всему этому отношение имеет название пьесы? Если буквально, то для Константина отказ от сигарет — попытка отвлечься от нахлынувших на него неприятностей и хоть в чем-то начать менять свою жизнь к лучшему. Но по сути этот жест — не более чем авторская ирония. Ведь как было бы все просто: бросил курить — и все проблемы испарились, словно по волшебству. Если бы и в самом деле все было так просто...

Елена Коновалова, интернет-газета Newslab.ru
Фото из архива театра им. Пушкина

Рекомендуем почитать