«...не стесняясь мужским своим
признаком, наряжался по праздникам
призраком».
© А.Галич «Баллада о прибавочной стоимости»
Как уже было выше сказано, «занесло меня тут по случаю поездки в Брюссель, в Германию: в Лейпциг и в Дрезден». А на самом деле, заезжал я в эти жаркие страны через славный город-герой Амстердам.
Но сперва про кризис, составные части и источники. На самом деле, я ничего не знаю ни про источники кризиса, ни про составные части. Я тут слегка вас обманул; практически, воспользовался манипулятивным приёмом для привлечения внимания — что поделать, такие нынче времена!... Для описания источников и составных частей кризисов есть множество специальных экономических учёных, есть масса людей неопределённой наружности, образования и внятности речи, именуемые «экспертами на телевидении», есть высокоудачливые спекулянты (см. историю доброго доктора Сороса), есть даже специальный жанр как бы народных прибауток: хазинки называются... А я буду говорить не про источники и составляющие части, а про приметы, которые лично мне кажутся весьма знаковыми.
Да, так вот, чего бы там ни говорили разные начальники, я лично склонен считать, что прогнозы про наступление кризиса в одной отдельно взятой стране начинают сбываться тогда, когда наружу появляются два важных признака. Первый — это МММ; экс-депутат Мавроди и ст.159 УК РФ. Второй — биржа «Алиса» с незабвенной собачкой и православным генералом КГБ (бывает же и такое!) Стерлиговым. С этими двумя признаками, как мне кажется, всё нормально. Они именно признаки, но никакие не причины. Люди в условиях стресса, вызываемого кризисом, начинают вести себя достаточно иррационально и несут свои деньги куда попало, в том числе, и в карман г-ну Мавроди. Имеют право, хотя и выглядят — теперь уже — идиотами. Биржа «Алиса», как известно, была флагманом бартерной экономики и в таковом качестве повышение её активности очевидным образом свидетельствует о наступающем кризисе в финансовой сфере. Подчеркну, указанные приметы — они именно признаки, а не причины. То бишь, они проявляются лишь тогда, когда кризис-таки начал развиваться. Но недавно я столкнулся с ещё одним удивительным признаком...
В самом что ни на есть сердце славного города-героя Амстердама располагается знаменитый квартал красных фонарей. Фонари действительно красные. Кварталы располагаются вдоль по двум каналам с совершенно непроизносимыми русским ртом названиями: Oudezijds Achterburgwal (это ещё куда ни шло) и Oudezijds Voorburgwal. Сии богоспасаемые места знамениты тем, что там располагается основной производственный участок весьма специфической индустрии услуг. В таковом качестве она (индустрия) проявляет все признаки настоящей промышленности, включая рекламу и прочие маркетинговые ходы. В частности, в окнах вьются почти голые девицы и зазывно машут ресницами.
Вообще, поход в этот самый квартал представляет собой вполне этнографическую экспедицию. Во-первых, девицы, вьющиеся в окнах, как правило, весьма хороши собой, красивы и в таковом качестве доставляют вполне сугубое эстетическое удовольствие просто от созерцания красивого женского тела. Тем более, что ведут они себя в этих окнах вполне прилично, от чего уровень эстетизма достигает невиданных для рядового потребителя высот, превращаясь в типичное декоративно-прикладное искусство, как учат нас на факультете искусствоведения... Во-вторых, не меньший, а может, и больший интерес вызывает наблюдение за наблюдающими: там ходят толпами китайцы и японцы, все крайне благообразны, но выражения их лиц таковы, что впору писать статьи и диссертации. Наконец, есть специфическая категория местных обитателей — профессиональные экскурсоводы (не путать со сводниками!). Кстати, число русскоговорящих экскурсоводов резко возросло, как и число таких экскурсий.
Ну, а теперь научная задача. Ещё одна. Активность этого индустриального центра сферы услуг — по сравнению с позапрошлым годом, а уж тем более, например, с
Так вот, я полагаю, что я обнаружил ещё один, третий по счёту, признак кризиса: кризис производства в сфере секс-индустрии. Стагнация, износ основных средств, отсутствие инвестиций, падение продаж и ассортимента (куда-то нацело пропали негритянки!). Что случилось? Они все ушли в теневой бизнес? Упал плетежеспособный (не говоря уже — просто способный) спрос? В общем, нету ответа. И никакой социологии там не соберёшь: профсоюз этих барышень сильно против...
С благодарностью приму любые посильные соображения на эту тему.
Михаил Садовский