За 14 лет фестиваль прошёл долгий и интересный путь. Начавшись в качестве двухдневного проекта-шутки в рамках большой культурной интервенции художников под общим названием «Бросок на Восток», фестиваль постепенно вырос до недельного самостоятельного мероприятия, объединившего вокруг себя видео-арт, кино, музыку, архитектуру, литературу и современное искусство.
Полупартизанский смотр экспериментального видео, проводившийся первые годы почти целиком на голом энтузиазме, постепенно превратился в большой фестиваль. В 2004 году Канский фестиваль был внесён в реестр российских кинофестивалей, с 2008 при поддержке фонда Михаила Прохорова работал над превращением Канска в город-музей под открытым небом, а в 2011 открыл собственные курсы по обучению всех желающих работе с видео.
Большие проекты фестиваля
Бобина
Первая творческая интервенция фестиваля за пределы Канска — летний уличный проект, сделанный в 2009 году совместно с красноярскими художниками и музыкантами. Всё лето красноярские активисты собирали от красноярцев старые видеокассеты и ненужное оборудование, чтобы потом превратить их в арт-объекты — Василий Слонов превратил одну из опор перехода у здания Музейного центра в «Видеоваленок», Михаил Задворный собрал из старых видеокамер «Видеоёлку».
Пожалуй, крупнейшее музыкальное событие в истории фестиваля, за вычетом ещё одного концерта, о котором чуть ниже. Большая ночная международная программа 2010 года — красноярский современный танец, испанская эмбиентная электроника, минимал-техно, импровизационный нойз-рок, спонтанные перформансы, минимализм под немое кино, и, конечно, главная бомба ночи, японский нойз-джаз-дуэт Sax Ruins.
Канский гражданский аэропорт
Архитектор из Франции Ксавье Жюйо (его знаменитые воздушные колоссы когда-то открывали зимнюю Олимпиаду в Альбервилле) приехал в Канск зимой 2010 года, чтобы выбрать себе площадку для работы, и остановился на здании заброшенного гражданского аэропорта. В эти золотые годы фестиваля город легко шел навстречу всем фестивальным инициативам: удалось договориться о том, что на площадке можно будет работать. Правда, когда команда Жюйо вернулась в Канск летом 2011 года, выяснилось, что за это время здание сгорело, а стоявший рядом ангар украли. Все планы по работе с объектом пришлось в течение недели придумывать заново, фактически с нуля.
С 2011 года Жюйо со студентами трудился в заброшенном Канском аэропорту и творил с его зданием и окрестностями непонятно что — аэропорт превращался в птицу Феникс, которую кормили деревом, на натянутых среди деревьев вокруг здания экранах показывали анимацию и видео-арт, а на взлётной полосе проходили перформансы с экспериментальной музыкой и cовременным танцем.
В 2014 году на фестивале появилась и самостоятельная литературная программа, которую курировали поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская . В рамках этого фестиваля проходили читки пьес и стихов, проводились творческие лаборатории для поэтов. Особенно занимательной была и остается программа «Поэты на площади», в которую стали приглашать и канских поэтов, не говоря уж о спонтанных постановках читок на сцене Канского драмтеатра с участием профессиональных актеров.
Secret Chiefs 3 и Красноярский филармонический русский оркестр
По-настоящему большой международный проект фестиваль забабахал на закрытии в 2014 году — потрясающий совместный концерт американской экспериментальной группы Secret Chiefs 3 и Красноярского филармонического русского оркестра. Тогда обе стороны проекта утверждали, что эту программу необходимо развивать и везти на другие фестивали — но прошло уже два года, и постепенно крепнет уверенность, что тем, кто попал тогда на закрытие фестиваля, повезло увидеть по-настоящему уникальный концерт.
Лица фестиваля
Председателем жюри в 2009 году был актёр Михаил Ефремов, который также привёз на фестиваль фильм со своим участием «Кошечка», не выходивший в российский прокат. Помимо Ефремова в состав фестивального жюри в разное время входили режиссёр-документалист Виталий Манский, кинорежиссёр Нанна Джорджадзе, поэт и писатель Лев Рубинштейн, музыкант Псой Короленко, художник Владислав Мамышев-Монро, режиссёр Глеб Алейников, художник Николай Копейкин и многие другие.
Скандалы фестиваля
Канск против «пальчикового порно»
После показов третьего фестиваля в 2004 году анонимные патриоты Канска написали жалобу в высшие инстанции, усмотрев в программе попрание общественных моральных норм. Главным обвинением было то, что школьникам-подросткам, которых по разнарядке, вместе с учителями, не согласовав с организаторами фестиваля, зачем-то привезли на утренние показы (вероятно, для наполняемости зала) показали ненадлежащие короткометражки.
Абсурд ситуации заключался в том, что авторы «анонимки» обвиняли Канский видеофестиваль в показе «пальчикового порно» (речь идет о фильме из программы белградского кинофестиваля Микрокино, где в анимации использовались только руки актеров, выделывавшие друг с другом вполне безобидные фокусы). Фестиваль собирался переезжать, но тогда его выручила молодёжная организация «Вне формата» Юлии Арефьевой. По договоренности с городом на всех показах программы 2005 года присутствовали сотрудники ФСБ, обеспокоенные заявлениями жителей города — к концу фестиваля они пришли к выводу, что программы фестиваля хоть и не вполне понятны, но всё же довольно безобидные и не имеют ничего общего с обвинениями анонимов.
Канск против украинских художников
Канск не принято считать городом дружелюбным, хотя каких-то серьёзных проблем с местным населением у гостей фестиваля, как правило, не случалось.
Исключением стал досадный случай в 2012-м году, когда украинский художник Анатолий Белов был ограблен и избит местной шпаной по пути с просмотра фильма «Жить» Василия Сигарева в гостиницу. Лёгкий скандальный оттенок этой вроде бы бытовой истории добавила администрация Канска — Белов как раз делал масштабную художественную инсталляцию на стене местного отделения кинопрокатной организации «Красноярский кинограф». Когда стало известно, что он собирается отразить в ней свой недавний личный опыт, сотрудники администрации ясно дали понять, что делать этого не нужно.
Канск против арт-объектов
Тихая, но упрямая война жителей Канска с арт-объектами, которые фестиваль оставляет в городе, продолжается вот уже несколько лет. «Сад» Хаима Сокола сначала пытались растащить, но после предупреждающих публикаций в СМИ и репортажей на ТВ, что шпалы, из которых был «высажен» сад, пропитаны ядовитым веществом и применению в домашнем хозяйстве не подлежат, растаскивание прекратилось.
Правда, «Сад» в итоге сгорел, причём по чистой халатности — вместе с сухой травой по весне; а вот «Колокольню» Андрея Савина сожгли вполне намеренно (позже ее восстановили силами городских активистов). Прошлогодние лавочки на набережной довольно быстро принялись ломать — и успешно через год доломали.
Канские плакаты были изначально размещены под антивандальное стекло, но и тут не обошлось без повреждений: что не брал молоток, разбивала пуля.
Можно сказать, что единственным не пострадавшим объектом паблик-арта стал «Памятник неизвестному художнику» — возможно, потому что был сделан из бетона. Хотя с ним был связан другой скандал: пока шло утверждение эскиза монумента, информация просочилась в прессу, причем в весьма в искаженном виде. Пошли слухи, подкрепленные публикациями в «Сегодняшней газете» прямо на первой полосе издания, что на главной площади города собираются установить грандиозный памятник «жопе».
Возмущенная общественность, пришедшая на открытие объекта, была искренне удивлена, увидев безобидный памятник в виде присевшего человека, что-то рисующего на асфальте.
Грустный финал
Намедни стало известно, что Канский видеофестиваль, в 2016 году проходящий в 15-й раз, увозит показы фильмов своей конкурсной программы из Канска в Москву. Решение о переносе было продиктовано недостатком времени и средств на полноценную организацию мероприятий в Канске.