Главная
>
Форум
>
обсуждение материалов
>
Топ 5: фильмы Стивена Соммерса
В защиту С.М. от Олега Бочарова
+ 0 0
28 января 2011 г. 12:19
КРИТИЧЕСКАЯ МАССА
Интернет-обыватель негодует. Он отчаянно сигнализирует: в мире засилье музыкальных и кинокритиков! И эти поганые критики ни шиша не понимают в искусстве, живут в отрыве от чаяний народных и зря проедают свой «Доширак».
Попробуем разобраться: действительно, зачем земля терпит эти стада критиков, которые неадекватны, эгоистичны, субъективны и никчемны во всех своих крайностях – будь то снобизм или наоборот, безразборчивая всеядность.
Лидер читательских жалоб – претензия «почему все критики необъективны». Я всегда искренне считал, что это вопрос из разряда «почему пловцы всегда мокрые». Объективной оценки в искусстве не может существовать, потому что искусство само по себе субъективно. Но вопрос задается столь часто, что требует наглядного примера.
Давай предположим, что произошло какое-то немыслимое астрономическое чудо, и на земле родился кинокритик или робот, который может писать 100% объективные рецензии. Что дальше? Минимум половина зрителей будет не согласна с его мнением, и поднимет ропот возмущения – «ваш гадкий робот необъективен, он обидел наше любимое кино!» Ведь каждый зритель - субъективен, а потому не сможет истинно оценить даже объективное мнение. Отсюда и невозможность вообще объективного подхода к искусству.
Означает ли это, что каждый литературный, музыкальный или киноведческий критик с рождения получает индульгенцию на выражение своего глубоко личного пристрастия и игнорирование интересов читателя? Нет, не означает. Критик не работает в сферическом вакууме. Он пишет для какой-то определенной аудитории, у него есть своя далеко не вакуумная сфера профессиональных интересов.
Смоделируем абстрактную ситуацию. Некто потный и бородатый за смешной мизерный бюджет снял трэшак «Ужас кровавой могилы смерти, полной крови». Расчлененка, глупые шутки и беготня с бензопилой по колено в крови. Само собой, все кинокритики ставят этому фильм один балл, а то и ноль.
Но в мире существуют журналы и киносайты, посвященные исключительно трэшу, где собираются фэны «Тромы» и раннего Питера Джексона. И кинокритики с этих сайтов не сговариваясь ставят фильму «Ужас кровавой могилы смерти, полной крови» максимальную оценку - пять с плюсом. Вопрос на засыпку: кто из этих критиков более объективен? Ответ: один хрен. Все правы.
Грамотному профессиональному критику несложно оценить аудиторию, он пишет рецензии, ориентируясь даже не на само кино, а на его потенциального зрителя.
Выше описан легкий пример, когда понятно кем и для кого точно снят фильм. Но в большинстве предметов искусства границы потребительских свойств размыты. И тогда рецензенту следует включать особое тонкое чутье, чтобы оценить – кого именно может заинтересовать/отпугнуть это произведение, и каков процент таких зрителей среди читателей самого критика. Принимать такое решение необходимо каждому рецензенту индивидуально, а значит - субъективно. Мало того, именно уровень вот такого чутья определяет профессионализм критика в первую очередь. А вовсе не эрудированность и сила слога - как считает половина российских киноэкспертов.
Все же, как профессиональные критики ни стараются, их вкусы далеко не всегда совпадают с чаяниями публики – достаточно сравнить оценки зрителей, оценки критиков и цифры продаж того или иного произведения. Зачем же тогда мы вообще их терпим и кормим?
Во-первых, их искаженное субъективное мнение всегда можно спроецировать на реальность с помощью мысленных фильтров. Главное – читать их больше и чаще. Во-вторых, не трудно найти пару мастеров пера, чьи вкусы более-менее приближены к твоим собственным, и уделять особое внимание их мнению. Главное, не дать им зазнаться и забыть на кого они работают - на тебя!
(с) Олег Бочаров
как показывает практика многолетнего изучения вопроса, мы с вами, Соня, увы, в меньшинстве :)
Зря вы так "Никто не любит".
Я его люблю.
А "Подъём с глубины" в подростковом возрасте обожала. Много раз смотрела, как и первые две Мумии.
Newslab на связи
+ 0 0
27 января 2011 г. 13:09
Спасибо, поправили.
А мне не понравился. И Хью - не ДжекСан, а ДжекМан))
бросок кобры - лучший фильм на свете
  • Оставить комментарий
  • Войти